Vibrofix

Акустические измерения в комнате прослушивания

Кімнати прослуховування, домашні кінотеатри, студії звукозапису, концертні зали, клуби, спортивні споруди, конференц-зали тощо. Звукопоглинальні матеріали, акустичні дифузори, бастрапи

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Dr.Sound » 02 Aug 2011, 16:07

Андрей, говоря о "структуре ранних отражений и их влиянии на качество звуковой сцены", а также о том, что "структура отражений звука от стен, пола и потолка имеет бОльшее значение, чем график SPL" , Вы имеете в виду, что структуру ранних отражений можно объективно оценить с помощью каких-то специфических акустических измерений, отличных от АЧХ? Если так, то каким образом?
И вопрос второй, касаемо импульсной характеристики. Насколько я понял, в отличии от графика RT 60, который просто демонстрирует то, за какое время затухают звуковые сигналы на различных частотах, импульсная характеристика, помимо этого, наглядно иллюстрирует характер затухания импульса, то есть, кривую затухания в течение указанного времени (типа, чем круче спад начального отрезка этой кривой - тем лучше и наоборот). Тогда какое из измерений - огибающая IR, кривые Шрёдера, ETC или использование пакетов прямоугольных импульсов (например, MATT), с одной стороны, более информативно, а с другой, приемлемо для непрофессионального использования?
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ru)
User avatar
Dr.Sound
 
Posts: 332
Joined: 29 Aug 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Hitman » 03 Aug 2011, 06:16

Dr.Sound wrote:... импульсная характеристика, помимо этого, наглядно иллюстрирует характер затухания импульса, то есть, кривую затухания в течение указанного времени
По-моему, этот график стоит расценивать не как единый импульс, а как комплекс всех существующих. То есть, каждый отдельно взятый всплеск — импульс отдельно взятого отражённого сигнала. И исходя из этих всплесков трактовать степень поглощения поверхностей, которые их переизлучили...
User avatar
Hitman
 
Posts: 112
Joined: 14 Mar 2011, 15:29
Location: Россия, Саратов

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Андрей Смирнов » 03 Aug 2011, 09:20

Структуру ранних отражений можно объективно оценить с помощью графика ETC, который является производной анализа импульсного отклика.
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
User avatar
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Posts: 8791
Joined: 29 Aug 2006, 12:24
Location: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Hitman » 03 Aug 2011, 14:33

Андрей Смирнов wrote:Структуру ранних отражений можно объективно оценить с помощью графика ETC, который является производной анализа импульсного отклика.
А если надо оценить отражение конкретно взятой поверхности, а не помещения в целом? =)
User avatar
Hitman
 
Posts: 112
Joined: 14 Mar 2011, 15:29
Location: Россия, Саратов

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Андрей Смирнов » 03 Aug 2011, 17:42

А "отражений помещения в целом" и не бывает. Всегда есть отражения конкретно взятых поверхностей :)
На графике ETC представлены отражения от всех поверхностей, перенаправляющих звуковые волны в место расположения микрофона (стены, пол, потолок, стол, мебель, светильники и т.п.).
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
User avatar
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Posts: 8791
Joined: 29 Aug 2006, 12:24
Location: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Hitman » 04 Aug 2011, 06:19

Тьфу, я не внимательно прочёл, перепутал ETC с графиком RT60.
Конечно, по ETC можно все поверхности выделить.
User avatar
Hitman
 
Posts: 112
Joined: 14 Mar 2011, 15:29
Location: Россия, Саратов

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Dr.Sound » 04 Aug 2011, 10:44

Каким таким образом? Микрофон ненаправленный, в точку прослушивания отражения от всех площадок первых отражений приходят во временном промежутке до 50 мс. (иначе они уже не являлись бы первыми отражениями) - поэтому, как я понимаю, это всё равно результирующая структура всех первых отражений в точке прослушивания. Или я неправильно понимаю?
Вот импульсная характеристика, ЕТС и кривая Шрёдера моей комнаты - что можете сказать? Или вернее - о чём это, вообще, в практическом аспекте?
Кроме того, что график ЕТС является производной от графика логарифмической Импульсной характеристики, представленного в более удобном для трактовки варианте, с купированными колебаниями сигнала ниже изолинии (то есть, это означает, что ЕТС представляет собой огибающую логарифмической IR) я, честно говоря, мало что понял.
Attachments
ЕТС и кривая Шрёдера.jpg
ЕТС и кривая Шрёдера.jpg (72.47 KiB) Viewed 23101 times
импульсная характеристика.jpg
импульсная характеристика.jpg (70.85 KiB) Viewed 23101 times
Last edited by Dr.Sound on 04 Aug 2011, 15:43, edited 1 time in total.
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ru)
User avatar
Dr.Sound
 
Posts: 332
Joined: 29 Aug 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Hitman » 04 Aug 2011, 12:34

Масштаб по оси абсцисс нужно скорректировать, а то сейчас всё плотно очень. Там до микросекунд расширяется.
User avatar
Hitman
 
Posts: 112
Joined: 14 Mar 2011, 15:29
Location: Россия, Саратов

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Dr.Sound » 04 Aug 2011, 14:33

Тогда - вот так.
Понятно, что самый высокий пик - это прямой звук от АС, всё, что между ним и до отметки 50 мс. - ранние отражения, всё, что после этой отметки и до слияния "хвоста" импульса с уровнем шума - реверберация. Ну, если ещё немного напрячься, в смысле - многократно увеличить масштаб, то можно сказать, что в моём случае первые отражения, прибывающие с временной задержкой в 20 мс. имеют амплитуду - 34,4 дБ., при амплитуде пика - 30,9 дБ. Следовательно, разница между этими уровнями составляет 3,5 дБ., что не соответствует рекомендациям Dolby, относительно акустической обработки площадок первых отражений (минимум 10 дБ.) - это, если я, конечно, правильно понимаю эту часть вопроса :). Кстати, тот же результат получается и при анализе кривой Шрёдера.
И что дальше?:
- О чём, например, говорит временная задержка до начала пика, то есть, Т- 0 и как это связано с функцией Delay? О чём это, вообще?
- Каковы нормативы оценки спада графика ранних отражений и реверберации?
- И, вообще, не понятно, как импульсная характеристика связана с частотой? Это импульсный отклик широкополосного сигнала? Я так думал, что эта операция производится на различных конкретных (выборочных) частотах.
Attachments
импульс в масштабе.jpg
импульс в масштабе.jpg (61.15 KiB) Viewed 23092 times
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ru)
User avatar
Dr.Sound
 
Posts: 332
Joined: 29 Aug 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Андрей Смирнов » 04 Aug 2011, 18:33

.... график ЕТС является производной от графика логарифмической Импульсной характеристики, представленного в более удобном для трактовки варианте, с купированными колебаниями сигнала ниже изолинии (то есть, это означает, что ЕТС представляет собой огибающую логарифмической IR) ....


Доктор, к сожалению очень много умных, но не связанных общим смыслом слов :)
Я уже неоднократно Вам писал, что нельзя говорить о понятии импульсная характеристика. Есть импульный отклик помещения (IR).
IR никак не связан с частотой, а только со временем.
ETC показывает зависимость уровня звуковой энергии (не звукового давления!!!) в точке измерения от времени.
Ранние отражения не относятся к диапазону до 50 мс, это уже временная граница появления эха.
Первые отражения оцениваются в интервале 0-15 мс.

Пример из практики:
На графике ETC видно, что что после прихода прямого звука наблюдаются яркие ранние отражения.
Выделяем, например, наиболее высокий пик и определяем его интенсивность. В данном случае -7 дБ очень высокое значение, значит на отражающую поверхность, вызвавшую это отражение, необходимо поместить звукопоглощающий или звукорассеивающий материал.
По задержке можно выявить расстояние, которое прошел звук отраженный от ограждения и выяснить какое это ограждение (пол, потолок, боковая стена, фронтальная стена и т.п.).
Attachments
ETC acoustic.ua.JPG
ETC acoustic.ua.JPG (66.44 KiB) Viewed 23082 times
ETC acoustic-2.JPG
ETC acoustic-2.JPG (67.99 KiB) Viewed 23082 times
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
User avatar
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Posts: 8791
Joined: 29 Aug 2006, 12:24
Location: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Dr.Sound » 05 Aug 2011, 10:01

Андрей, по-поводу оценки уровня энергии первых отражений и определения их направления здорово прояснилось :D. Спасибо.
А что можно сказать по приведённому Вами графику:
1. если "в данном случае -7 дБ очень высокое значение", то какое значение является нормальным?
2. как трактуется начальный отрезок графика, до пика?
3. каким образом оценивается реверберация после отметки 15 мс.?

А по-поводу "очень много умных, но не связанных общим смыслом слов" - так это претензия не столько ко мне, сколько к пояснениям мануалов к софтам (например, REW 5.0 или SMAART 6) :D. Если бы там было написано, что-то более конкретное - какой был бы смысл обращаться к Вам за помощью? :) .
С уважением.
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ru)
User avatar
Dr.Sound
 
Posts: 332
Joined: 29 Aug 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Андрей Смирнов » 05 Aug 2011, 10:27

1. первый пик это прямой звук, т.е. самый первый сигнал, дошедший до слушателя.
2. после отметки 15 мс все хорошо :D
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
User avatar
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Posts: 8791
Joined: 29 Aug 2006, 12:24
Location: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Dr.Sound » 05 Aug 2011, 10:58

Андрей, по поводу самого пика я вопроса не задавал - это, как раз, самый понятный момент по графику :D.
А что по поводу моих остальных трёх вопросов и откуда видно, что "после отметки 15 мс все хорошо" ?
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ru)
User avatar
Dr.Sound
 
Posts: 332
Joined: 29 Aug 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Андрей Смирнов » 05 Aug 2011, 13:41

Когда я отвечал, было только 2 вопроса, третий вопрос был добавлен позже путем редактирования :)

Первые отражения должны быть как минимум чем на 10 дБ ниже по уровню по отношению к прямому звуку.
На практике стараются добиться снижения на 15-20 дБ.
В конкретном случае указанных результатов измерений после отметки 15 мс все было хорошо: плотный экспоненциально спадающий реверберационный хвост :)
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
User avatar
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Posts: 8791
Joined: 29 Aug 2006, 12:24
Location: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Dr.Sound » 05 Aug 2011, 16:30

Андрей, спасибо.
Я, конечно, не инквизитор, но задам ещё пару вопросов :D.
1. понятно, что при высокой амплитуде первых отражений, например, с временной задержкой в 10 мс. - расстояние будет соответствовать 3,4 м. (340 : 1000 х 10). Но вот вопрос: это расстояние до отражающей поверхности или данное расстояние нужно дополнительно рассчитывать, используя полученную разность хода?
2. А если после отметки 15 мс. всё "не слишком хорошо", что можно будет наблюдать на графике ЕТС вместо "плотного экспоненциально спадающего реверберационного хвоста"? (если не сложно с примером графика).
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ru)
User avatar
Dr.Sound
 
Posts: 332
Joined: 29 Aug 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Андрей Смирнов » 05 Aug 2011, 17:30

1. расстояние нужно дополнительно рассчитывать, используя полученную разность хода
2. на данном графике меня особенно ничего больше не интересует :)
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
User avatar
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Posts: 8791
Joined: 29 Aug 2006, 12:24
Location: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Dr.Sound » 09 Aug 2011, 15:27

Андрей, спасибо.
А какие акустические измерения, помимо: АЧХ, RT 60, импульсного отклика/ЕТС, “Waterfalls”, с Вашей точки зрения, являются наиболее информативными, то есть, с которыми имеет смысл разбираться более детально?
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ru)
User avatar
Dr.Sound
 
Posts: 332
Joined: 29 Aug 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Андрей Смирнов » 10 Aug 2011, 09:47

Для малых помещений перечисленных видов измерений вполне достаточно.
Для больших помещений (кинотеатры, концертные залы и т.п.) дополнительно необходимо получить информацию по степени разборчивости и ясности речи (индексы STI, RASTI, Alcons и т.п.)
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
User avatar
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Posts: 8791
Joined: 29 Aug 2006, 12:24
Location: Украина, Киев

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Dr.Sound » 10 Aug 2011, 10:02

Спасибо за ответ.
И ещё вопрос: насколько информативен график ФЧХ в рассматриваемом аспекте?
Dr.Sound (Doctor-Sound.com.ru)
User avatar
Dr.Sound
 
Posts: 332
Joined: 29 Aug 2010, 18:30

Re: Акустические измерения в комнате прослушивания

Postby Андрей Смирнов » 10 Aug 2011, 10:35

Анализ графика ФЧХ в большей степени полезен для корректировки АЧХ помещения на НЧ с помощью цифровой эквализации и настройки сабвуфера.
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
User avatar
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Posts: 8791
Joined: 29 Aug 2006, 12:24
Location: Украина, Киев

PreviousNext

Return to Акустика приміщень

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 6 guests