Vibrofix

Эквалайзер или акустическая обработка помещения?

Кімнати прослуховування, домашні кінотеатри, студії звукозапису, концертні зали, клуби, спортивні споруди, конференц-зали тощо. Звукопоглинальні матеріали, акустичні дифузори, бастрапи

Эквалайзер или акустическая обработка помещения?

Postby arhad » 19 Dec 2017, 11:48

Добрый день!

Хотелось бы прояснить ситуацию, что лучше или, может, равноценно: эквалайзер или акустическая обработка помещения.

Уже не раз слышал мнение, что акустическая обработка лучше эквалайзинга. Однако аргументов не увидел.

Есть АЧХ файла, АЧХ ЦАПа (звуковой карты), АЧХ усилителя, АЧХ АС и есть АЧХ точки в комнате, в которой слушаем музыку.

В идеале нам надо получить в точке прослушивания ту АЧХ, которая в файле. Так как вся система не совершенна, то естественно, что этого не произойдет. Но с помощью эквалайзера можно подогнать АЧХ в точке прослушивания наиболее близкую к той, что в файле.

Все ли правильно я здесь написал?

Чем данный метод будет отличаться от акустической обработки помещения (не делаем ли мы тоже самое и акустической обработкой - подгоняем АЧХ к исходной?) ?

И какая конечная цель - добиться в точке прослушивания той АЧХ, которая в файле?

Или может есть проблемы КДП, которые не устраняются эквалайзером? И их можно решить только акустической обработкой?
Звуковая карта E-Mu 1212m
Усилитель Onkyo A-9555
Акустика Klipsch RF-62
arhad
 
Posts: 12
Joined: 18 Dec 2017, 14:49
Location: Санкт-Петербург

Re: Эквалайзер или акустическая обработка помещения?

Postby Андрей Смирнов » 20 Dec 2017, 12:09

arhad wrote:Хотелось бы прояснить ситуацию, что лучше или, может, равноценно: эквалайзер или акустическая обработка помещения.

В идеале нам надо получить в точке прослушивания ту АЧХ, которая в файле.

Человек слушает и воспринимает не АЧХ, а звуковую сцену (soundstage) - сочетание прямого звука АС с отраженными звуками от стен, пола и потолка помещения.
В прямом звуке АС заложена вся основная информация, отраженные звуки могут только изменить эту информацию, причем со знаком минус.
Поэтому основная задача акустической подготовки - уменьшить нежелательное влияние комнаты (комнатные моды, порхающее эхо, SBIR-эффект, неправильная структура отражений и т.п.). В этом случае исходный сигнал, излучаемый АС, не претерпевает никаких изменений.

Электронная эквализация решает эту проблему путем прямого вмешательства в исходный сигнал, при этом все косяки комнаты остаются без изменений. Это как лить в костер бензин и воду одновременно.
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
User avatar
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Posts: 8791
Joined: 29 Aug 2006, 12:24
Location: Украина, Киев

Re: Эквалайзер или акустическая обработка помещения?

Postby arhad » 20 Dec 2017, 13:04

Андрей Смирнов wrote:В прямом звуке АС заложена вся основная информация, отраженные звуки могут только изменить эту информацию, причем со знаком минус.


Может я неправильно понимаю эту фразу, но про переглушенность комнаты ведь тоже немало сказано. Ведь в чистом поле мы не получим того звука, что в помещении? И насколько я понимаю, стены комнаты (пускай и обработанные) необходимы для создания хорошего звука.

Андрей Смирнов wrote:Поэтому основная задача акустической подготовки - уменьшить нежелательное влияние комнаты (комнатные моды, порхающее эхо, SBIR-эффект, неправильная структура отражений и т.п.).


Если мы слушаем в неподготовленной комнате, то это разве не равносильно НЕправильному эквалайзингу (какие то частоты завышены, какие то занижены)? Вот этот момент не понятен.

Только в случае электроники происходит эквалайзинг на уровне электрического сигнала, а в случае акустической обработки комнаты на уровне звуковой сцены (или, может, по аналогии назвать: акустический сигнал). И в том и в том случае сигнал искажается, но в одном случае грубо говоря в проводах, а в другом случае в воздухе.

Вопрос в том, можно ли заменить "эквалайзинг воздуха" на "эквалайзинг электричества".

(Намудрил, конечно, с терминами, но надеюсь все понятно :D )
Звуковая карта E-Mu 1212m
Усилитель Onkyo A-9555
Акустика Klipsch RF-62
arhad
 
Posts: 12
Joined: 18 Dec 2017, 14:49
Location: Санкт-Петербург

Re: Эквалайзер или акустическая обработка помещения?

Postby Андрей Смирнов » 21 Dec 2017, 09:29

arhad wrote:Может я неправильно понимаю эту фразу, но про переглушенность комнаты ведь тоже немало сказано. Ведь в чистом поле мы не получим того звука, что в помещении? И насколько я понимаю, стены комнаты (пускай и обработанные) необходимы для создания хорошего звука.

А кто говорил про переглушенность? Об этом речи вообще не было. Или вы под акустической подготовкой помещения понимаете только тотальное звукопоглощение?

Если мы слушаем в неподготовленной комнате, то это разве не равносильно НЕправильному эквалайзингу (какие то частоты завышены, какие то занижены)? Вот этот момент не понятен.

Вы понимаете акустическую подготовку помещения совершенно неправильно. Она СОВЕРШЕННО не адекватна электронной эквализации.
Например, один из важнейших параметров - время реверберации - является характеристикой исключительно помещения и никак не зависит от электрического сигнала. Если комната гулкая, то вы никак эту гулкость не уменьшите никакой эквализацией.

Только в случае электроники происходит эквалайзинг на уровне электрического сигнала, а в случае акустической обработки комнаты на уровне звуковой сцены (или, может, по аналогии назвать: акустический сигнал). И в том и в том случае сигнал искажается, но в одном случае грубо говоря в проводах, а в другом случае в воздухе.

Это ошибочное мнение.
При эквализации корректируется исходный сигнал и прямой звук АС не соответствует тому, что записано на носителе. Т.е. АС излучают искаженный звук.
При акустической подготовке помещения АС излучают истинный исходный сигнал, соответствующий записи на носителе. Но уменьшается нежелательное влияние комнаты.
Во всех стандартах по акустике студийных помещений есть обязательная фраза о том, что нежелательное влияние помещения студии необходимо компенсировать архитектурно-акустическими методами. И только в случае "трудных" помещений допускается небольшая эквализация.

Вопрос в том, можно ли заменить "эквалайзинг воздуха" на "эквалайзинг электричества".

Если у вас недорогая аппаратура с низким разрешением, если вы не слышите разницы в звуке системы с эквализацией и без неё, то можно и электрически корректировать звук. Но человек с хорошей аппаратурой, настроенной системой и большим опытом прослушивания никогда на это не пойдет
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
User avatar
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Posts: 8791
Joined: 29 Aug 2006, 12:24
Location: Украина, Киев

Re: Эквалайзер или акустическая обработка помещения?

Postby arhad » 22 Dec 2017, 09:25

Благодарю за ответы!

Андрей Смирнов wrote:Во всех стандартах по акустике студийных помещений есть обязательная фраза о том, что нежелательное влияние помещения студии необходимо компенсировать архитектурно-акустическими методами. И только в случае "трудных" помещений допускается небольшая эквализация.


А вот тут можно поподробнее, в каких именно трудных помещениях или какие проблемы можно убрать эквалайзером? Например, резонансы комнаты на низких частотах входят в этот список?
Звуковая карта E-Mu 1212m
Усилитель Onkyo A-9555
Акустика Klipsch RF-62
arhad
 
Posts: 12
Joined: 18 Dec 2017, 14:49
Location: Санкт-Петербург

Re: Эквалайзер или акустическая обработка помещения?

Postby Андрей Смирнов » 22 Dec 2017, 12:19

"Трудными" обычно называют несоразмерные студийные и музыкальные помещения, когда:
- размер/объем помещения очень мал
- линейные размеры кратны друг другу или, того хуже, совпадают
- один из размеров отличается от высоты помещения более, чем в 3 раза
- высота помещения очень мала

В таких случаях обычно не удается привести акустические параметры помещения к нормативным значениям с помощью одних только архитектурно-акустических мероприятий.
Тогда на помощь приходит электронная эквализация.

Влияние комнатных мод можно уменьшить с помощью параметрического эквалайзера или какого-то аудио процессора.
...ничто не слишком...(с) Кармадон, "Альтист Данилов"
http://www.akustik.ua - акустическое проектное бюро
http://www.acoustic.ua - звукоизоляционные материалы
............................................
User avatar
Андрей Смирнов
Soundmoderator
 
Posts: 8791
Joined: 29 Aug 2006, 12:24
Location: Украина, Киев


Return to Акустика приміщень

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 5 guests